Δ

Поверхностная
обработка

Поверхностная обработка - технологический процесс устройства на дорожных покрытиях тонких слоёв с целью обеспечить шероховатость, водонепроницаемость, износостойкость и плотность покрытий.

Поверхностные обработки используются для различных целей – как профилактический слой, который закрывает и предохраняет в плохую погоду основные конструктивные слои дорожных покрытий от преждевременного разрушения. В качестве слоя износа, подверженного стиранию в процессе движения, предохраняя наилучшим образом структуру дороги.

Используется также, как верхний слой дорожного покрытия с характеристиками шероховатости, обеспечивающими сцепление и хорошее дренирование поверхностных вод. Кроме технических преимуществ, поверхностные обработки имеют достаточно конкурентоспособную стоимость по сравнению с комплексом верхних слоев дорожных одежд, используемых в этих случаях.

Перед устройством поверхностной обработки существующее покрытие тщательно подготавливается: производится ямочный ремонт, герметизация трещин, исправление поперечного профиля, очистка поверхности от пыли и грязи. Очистку покрытия от пыли и грязи выполняют механическими щетками, наиболее загрязнённые участки промывают с помощью поливомоечной машины.

При устройстве поверхностной обработки в качестве вяжущих используют вязкие битумы, битумы с добавками дегтей и полимеров, битумные эмульсии. Роль битумной эмульсии в поверхностной обработке сводится к приклеиванию щебня к покрытию и приданию водонепроницаемости дорожной одежде.

Для поверхностной обработки используется «белый» предварительно промытый и рассортированный на фракции щебень, имеющий высокую прочность и устойчивость против шлифуемости, который передаёт нагрузку от транспортного движения на покрытие, служит слоем износа и повышает сцепление между дорогой и колесом автомобиля.

Эмульсию ровным слоем разливают по покрытию автогудронатором, щебень распределяют сразу за розливом битумной эмульсии при помощи навесного распределителя. Для приклеивания щебня к основанию, его прикатывают катками массой за три-пять проходов по одному месту.

Контроль за качеством работ проводится постоянно в процессе производства, проверяется: температура вяжущего в каждом битумовозе; однородность, чистота и равномерность распределения щебня, равномерность распределения вяжущего материала; сцепление вяжущего материала с поверхностью зерен щебня; нормы расхода материалов.

В итоге поверхность не должна иметь пропусков, жирных пятен и мест с не прилипшим щебнем. Коэффициент продольного сцепления шин с увлажненным покрытием, при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 60 км/ч, должен быть не менее 0,6.

    Существует несколько видов поверхностных обработок дорожного полотна:

  • Однослойная с однократным распределением вяжущего и щебня. Применяется для создания шероховатой поверхности и слоя износа дорожной одежды с достаточной прочностью.
  • Однослойная поверхностная обработка с двойным распределением щебня. Применяется на дорогах с интенсивным движением и высокой скоростью движения, способствует герметичности покрытия, устранению неровностей и деформаций, лучше распределяет усилия от колес автомобилей.
  • Двухслойная. На первый слой разлитого вяжущего рассыпают крупную фракцию щебня и уплотняют. Затем разливают второй слой вяжущего, рассыпают более мелкую фракцию щебня и окончательно уплотняют. Применяется на покрытиях с недостаточной прочностью, при наличии сетки трещин, ямочности, колей, при высокой интенсивности движения, на цементобетонных покрытиях.
  • Обработка типа «сэндвич». На покрытие рассыпают щебень более крупной фракции, затем распределяют вяжущее, рассыпают щебень мелкой фракции и уплотняют. Структура получаемого слоя поверхностной обработки сравнима с однослойной поверхностной обработкой, устроенной путем розлива вяжущего и двойной россыпью щебня. Такая поверхностная обработка рекомендуется при неоднородном по ровности покрытии для его выравнивания и некоторого усиления. Применяется на дорогах второстепенного, местного значения.