Уплотнённый снежный покров (УСП) – специальный слой, устраиваемый на дороге из снега и способный обеспечивать непрерывное и безопасное дорожное движение с установленными скоростями в зимний период. Снег на дорожном покрытии при нормативном его содержании снижает воздействие колеса автомобиля на дорожную конструкцию, уменьшает износ покрытия в зимних условиях. Кроме того, УСП улучшает ровность проезжей части и способствует оптимизации теплофизических характеристик земляного полотна.
Одним из основных показателей, влияющих на безопасность дорожного движения, является коэффициент сцепления, который зависит от шероховатости дорожных покрытий. На дорогах, содержащихся с УСП, шероховатость создают путем рифления поверхности (нарезки борозд в продольном направлении) и/или россыпи по поверхности УСП различных фрикционных или комбинированных противогололёдных материалов (ПГМ).
- формирование уплотнённого снежного покрова;
- уход – разравнивание, профилирование, повышение шероховатости;
- ликвидация УСП.
Содержание дорог с уплотнённым снежным покровом включает три этапа:
Создание уплотнённого снежного покрова может происходить естественным путём, под действием колёс проходящего транспорта, с последующим профилированием автогрейдером (через 1–2 суток). Другой способ создания УСП – во время патрульной снегоочистки, с одновременным профилированием КДМ. Профилирование проводится после каждого продолжительного и интенсивного снегопада для предупреждения образования колей и неровностей.
Росавтодор c 2014 года проводит эксперимент по содержанию федеральных трасс под уплотнённым снежным накатом. В ГК «Автодороги» технология внедрена на дорогах А-119 «Вологда–Медвежьегорск», Р-121 «Сортавала». По инициативе группы приобретена новая специализированная техника, позволяющая применять технологию с учётом всех нормативов. Ожидаемый эффект – до 30% уменьшение затрат на ремонт и содержание; до 60% – на использование реагентов.