Бортовой камень – это бетонное изделие, которое применяется для разделения проезжей части пешеходной дорожки, а также отделения газонов, парковок, велосипедных дорожек. Бортовой камень изготавливается в соответствии с ГОСТом.
ГК «Автодороги» при укладке бортового камня применяет специализированную технику – бетоноукладчики. Одна из лучших машин в своём классе – Wirtgen SP 15 используется для устройства монолитного бортового камня. Машина применяется для производства бордюров, водостоков, барьеров и тротуаров.
Технология установки монолитного бортового камня состоит в том, что бетоноукладчик, со специальной скользящей опалубкой, или формой, прямо на месте с высокой скоростью формирует готовый монолитный цементобетонный профиль, который не требует дальнейшей обработки. Таким образом, за счёт механизации данная технология позволяет максимально уменьшить ручной труд, в отличие от укладки готовых железобетонных элементов.
Однако при этом возрастают требования к составу цементобетонной смеси, ведь ограждение не проходит термообработку и должно в естественных условиях набрать прочность не ниже, чем у ЖБИ промышленного производства. Еще одно преимущество новой технологии в том, что монолитный бортовой камень способен повторять изгибы дороги.
«Малые формы» – бордюры и водостоки – выполняются без армирования. В зависимости от консистенции бетонной смеси подбирается скорость движения укладчика и мощность вибрации. В готовом бордюрном камне, не менее, чем через сутки после укладки бетонной смеси, при помощи шванарезчика нарезаются температурные швы. Расстояние между температурными швами определяется расчётом.
После окончания бетонных работ контролируется ровность поверхности в плане, высотные отметки и уклон бордюрного камня. Один раз в смену отбирается проба бетонной смеси для изготовления стандартных образцов – кубиков и определяется прочность бетона на сжатие в дорожно-строительной лаборатории.