Δ
Проповедь о спасении и наушниках в ухе

Проповедь о спасении и наушниках в ухе

Идя в Иерусалим, Он (Господь) проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали (Лк. 17, 11-12). Им было запрещено приближаться к людям, они сбивались в группки человек по 10-15 и ходили, просили милостыню, и люди издали им кидали что-нибудь поесть, хлебушка, они с землю поднимали, сдували пыль и это ели. Потому что проказа – болезнь очень заразная, а в те времена её никак не лечили.

И громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас (Лк. 17, 13). Уже и до них слух дошёл. Никаких СМИ не было, а жизнь каждого народа наполнялась слухами. Это было довольно эффективно и довольно быстро. Поэтому все примерно знали, что происходит, хотя при передаче, конечно, бывали какие-то искажения. Но они знали, что он исцеляет больных, и уже не одного прокажённого исцелил.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14). Священник был и учитель, и судья, и наставник жизни, и советчик, и врач. Всё в одном лице. У нас в России так же было: единственный грамотный человек на селе – это священник. И в Израиле всегда к священнику шли в случае исцеления, а он должен был засвидетельствовать, что проказа прошла. Они раздевались, он, опять же, издали, но очень внимательно их осматривал, потому что если он скажет, что проказа прошла, а потом от него человек заболеет, то священнику этому несдобровать, поэтому всё было по-честному и с большим вниманием. Поэтому Господь их направил к священнику.

И когда они шли (по дороге к священнику) очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога (Лк. 17, 14-15). То есть понял, кто его исцелил. Потому что всякое такое воздействие на человека чудесное, да и не чудесное, исходит от Господа. Разве изобретение пенициллина – это не от Бога? Всё от Бога. Но большинство людей на земле этого совершенно не понимают. По какой причине? По причине хамства, неуважение к своему Отцу и Создателю. Человек дичает и хамеет. Из этих десяти прокаженных один вспомнил о Боге, возблагодарил Его громким голосом. Почему громким? А потому что у него всё в душе ликовало, радость такая. А остальные приняли как должное, уже забыли. Может быть, выпить пошли на радостях. У нас же как? Любое событие – либо свадьба, либо похороны – только повод выпить. Жизнь у людей скучная, неинтересная, и чтоб хоть как-то её скрасить, человек нуждается в некоторых химических веществах, чтоб искусственно себе получить какую-то радость. Это, конечно, суррогат, радость эта неглубокая, потом похмелье, человек ещё в худшую ситуацию попадает. Но, тем не менее, другого не знает.

Пал ниц к ногам Его (Спасителя), благодаря Его; и это был Самарянин (Лк. 17, 16). А какая нам разница, самарянин это был, галилеянин или из Иудеи? Нам всё равно, а тем, кто был вокруг, это очень важно, потому что иудеи с самарянами не общались, так как последние были еретики. И из всех только этот самарянин вернулся прославить Бога. Почему евангелист подчёркивает, что это был самарянин? Потому что очень часто бывает, что человек, которым пренебрегают, оказывается ближе к Богу. Это Господь через Евангелие, через евангелиста Луку нам преподаёт урок. Этот человек, самарянин, оказался ближе по своей душе Самому Богу. И это самое важное.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 17-19). Какая вера? Можно сказать, православная. Почему? А что такое вообще вера? Вера по определению – это есть видение истины. Истина – это Бог. Истинная православная вера – это когда человек истинно видит единого истинного Бога (Ин. 17, 3) и живёт так, как Божья воля ему велит. И вот этот самарянин такую веру и проявил. А от чего эта вера спасает? Вера эта спасает от греха. Самый распространённый грех среди семи с половиной миллиардов людей – это есть свинская неблагодарность к Отцу Небесному. Этот человек преодолел этот грех, следовательно покаялся. И вот в этом и есть спасение, потому что спасение – в покаянии. А покаяние – это есть изменение жизни, изменение направления этой жизни. Все трудности нашей обычной земной жизни связаны с покаянием.

Сегодня одна женщина пришла, жалуется: «Сын не может найти работу». У меня есть излюбленный приём, я сам его применял неоднократно, всегда эффективен. Сын не может найти работу. Я говорю: «Опустоши холодильник и питайся в общепите. На второй день он найдёт работу. Или пусть едет в Таджикистан, там все мужики уехали в Москву, и здесь работают, поэтому в Таджикистане полно всякой работы. Пусть мотыгу купит здесь у нас в магазине «Сад и огород», и начинает на бая там работать, ему еды за это дадут, а будет хорошо работать, лупить не будут». Вот, собственно, и всё. Какой же дурак будет работать, если его мама кормит, поит, одевает, за квартиру платит, стирает, квартиру убирает! Лежишь себе и ищешь работу: «Может, быть туда... Нет, туда нет. Может быть, сюда... Да ну, вроде там уже был четыре года назад». Это можно так вообще всю жизнь прожить, потому что у мамы пенсия есть, всё хорошо. Некоторые мамы даже думают, что они проявляют любовь к сыну. А любовь к сыну – это заставить его голодать. Обычно взрослый здоровый мужик есть хочет сильно на второй день. Один день ничего, водички попил, и всё. Очень всё просто. Чрезвычайно эффективно. Конечно, будет раздражаться. Всякий человек, когда голодный, чрезвычайно раздражителен. Но на это время можно уйти из дома, погулять в парке под зонтиком. Благо, сейчас дождик идёт, а не вихрь, снег и так далее.

Жизнь нужно изменить. Изменение жизни, направления её – это есть покаяние. Господь от каждого человека этого желает, но не насильно. Любого из нас можно в его бездействии оправдать. Например, лишить его ног. Если не помогло, лишить глаз. Не помогло – лишить рук. И что взять с человека, который недвижим и ничего не видит? Ему простительно не работать, и при такой болезни ему обязательно назначат пенсию – небольшую, но прокормиться можно. Но Господь не хочет никого заставлять. Хотя к некоторым людям Он подбирает Свой ключ, поэтому у каждого человека его сумма страданий своя. Люди часто говорят: «За что мне так?». Да не «за что», а «почему». Просто Господь, и мы это знаем из Писания, всем человекам хочет спастись. Почему этот самарянин очистился? А потому, что ему эта болезнь уже не нужна. Она свою роль выполнила. И он тут же выздоравливает, становится учеником Христовым, меняет свою жизнь. Видите, он вернулся к Нему, он не стал идти туда, куда все его товарищи идут. Нет, он пошёл ко Христу, пал ниц, поблагодарил Его. То есть совершенно человек изменился, стал другим.

И Господь хочет, чтобы каждый из нас стал другим, похожим на христианина, причём не внешне. Смысл не в длинной юбочке, платочке и каких-то атрибутах. Дело не в атрибутах, дело во внутреннем устроении души. А для чего Господу это надо? Потому что Господь Дух Святый может войти в человека и преобразит его, только если он будет определённым образом устроен внутри. Никто же из нас в корзину из лозы не льёт воду, потому что вода сразу протечёт. Мы можем туда картофель класть, яблоки, грибы. Так же и душа человека должна быть готова к тому, чтобы воспринять Святаго Духа. И когда Дух Святый приходит к человеку, Он очищает человека от всякой скверны. И это называется спасение. Вот так устроена христианская жизнь.

Но это не для всех. Иные довольствуются суррогатами: кто покуривает, кто попивает, кто блудит, кто в картишки играет, кто просто: «Ой, я с ребятами». Вот, с ребятами, потому что жизнь-то, она такая, очень на самом деле безрадостная, поэтому люди оглушают себя музыкой, какими-то дикими танцами, всякими напитками, чтоб немножко забыться. Современный человек без наушников в ухе даже не может существовать. Он как-то чувствует себя в какой-то панике. Он с одной стороны хочет быть как все, а с другой стороны вот эта жизнь не даёт ему ни покоя, ни радости. А Господь говорит: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Мф. 11, 28). А человек этого не слышит. Не слышит, поэтому он мечется. А спасение вообще рядом. Для этого не надо ехать в Америку, в Африку, в Антарктиду, даже в соседний подъезд. Только скажи: «Господи!», и вот Он. Ближе, чем Бог, никого к нам нет.

И этот самарянин нашёл Бога. И Господь хочет, чтоб все мы нашли. Мы приходим в церковь зачем? «А вот мой сын», «а вот мой бывший муж», «а вот у меня двоюродного брата троюродный племянник», «а вот она», «а вот они». Сейчас вот мы вам сейчас это всё поправим и у вас всё будет хорошо. Потому что человек думает, что если ты без ноги остался, тебе сделали хороший немецкий протез за полтора миллиона, и ты теперь уже бегаешь, то всё в порядке. А куда ты побежишь на этом протезе? «Вот, я теперь олимпийский чемпион». Хорошо, а когда тебе будет 50 лет, куда ты побежишь? Всё равно это какие-то временные вспышки удовольствия. А Царство Небесное – это царство вечности. Почему? Потому что ты приобретаешь новые качества. Ты был один человек, а стал совсем другой.

И вот, Отец Небесный наш, Который действительно нас создал, действительно нас любит, каждого хочет спасти. Не насильно, а хочет к Себе привлечь. Ведь Он за этими прокаженными не бегал, не говорил: «Ребята, если хотите, Я вас могу очистить от вашей проказы. Падите ниц, я вас сейчас перекрещу, и будете здоровы». Они сами пришли. Почему они пришли к Нему? Потому что они уже, все вот эти десять, поверили, что Он может исцелить. Нас здесь сейчас триста пятьдесят человек, и мы не дома лежим, нежимся в постели, а пришли сюда для того, чтобы ощутить присутствие Божие среди нас. Он посреди нас стоит и слышит не только то, что я сейчас говорю, а каждая мысль ваша Ему слышна, и ещё каждое чувство. Всё, что проносится, Он это всё знает. И Он хочет наши чувства очистить.

Каждая маманя всегда беспокоится, если сынок не учит уроки, потому что она хочет, чтоб открылся целый мир для него. Иначе что его ждёт? Шлагбаум поднял-опустил, поднял-опустил. И так неделю, месяц, год, десять лет. Сначала на автобазе шлагбаум, а потом на кладбище. Вот, собственно, что, это жизнь? Мать носила, в муках рожала, врачей вызывала, для того, чтоб он шлагбаум поднимал, нажимая кнопки? Это же работа для инвалидов. Сидишь без ног и кнопку жмёшь. А у нас здоровые мужики шлагбаум поднимают. Поэтому она хочет, чтоб он учился, что-то узнал. Нет, неохота. Почему? Очень трудная работа – головой. А хочется гулять. Тут вот опять же, если дитя поверит родителям, то это гораздо лучше. Раз самые любящие люди на земле – мои мама и папа – так хотят, считают нужным, я поверю. Поверю и выучусь, и посмотрю, что из этого выйдет.

Так же и Господь всех, каждого из нас, зовёт к себе, хочет, чтоб мы не просто стали хорошими людьми, а чтоб мы были как Ангелы. Он хочет, чтоб мы на всю оставшуюся жизнь (а нас ждёт вечность, а не какие-то там оставшиеся 25 лет, а вечность) остались с Ним. Мы можем всегда остаться с Ним, с самым прекрасным из людей, а ведь Господь в человеческой плоти пребывает во Царствии Небесном. А можем быть отвержены навсегда, там будет плач и скрежет зубов (Лук. 13, 28). Поэтому очень важно этот покаянный выбор сделать, услышать, что Господь говорит. К нам Господь обращается только через Евангелие. И тогда Господь в нашем сердце победит все наши страсти, грехи, прегрешения. Жизнь наполнится радостью, смыслом. Апостол Павел говорит: едите ли, пьете ли, <...> все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Всё во славу Божию, каждый поступок, каждый шаг, каждое движение глаз, всё направлено к тому, чтоб Бога прославить. Как этот прокажённый вприпрыжку бежал и кричал от восторга, как милостив Господь. И это ждёт всё каждого из нас. Раз из 12 или 14 миллионов москвичей Господь нас собрал, через разные обстоятельства все пришли, Он надеется на нас, Он в каждом из нас увидел возможность спасения и позвал. Осталось уши души прочистить, чтоб услышать голос Божий.

Прот. Дмитрий Смирнов

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-88999/


Возврат к списку